барьеры возникающие в ходе общения

Барьеры делового общения

В процессе деловых коммуникаций возникают разные противоречия — барьеры общения. Преодолеть их помогает комплекс правил – нормы делового общения. Эти нормы характеризуются употреблением определенной лексики, речевых оборотов и профессионализмов. Особенности такого делового общения регламентированы языковыми нормами.

Вот некоторые из них:

  • Избегайте длинные слова и сложные предложения.
  • Чаще используйте определенно-личные местоимения (я – мы, ты – вы).
  • Используйте утвердительные высказывания.
  • Откажитесь от сленга.
  • Сочетайте утвердительные предложения с вопросительными.
  • Предпочтение отдавайте открытым вопросам.
  • Учитывайте лексическое значение употребляемых слов и их стилистическую принадлежность.
  • Исключите из речи тавтологии.

Языковые нормы продиктованы стилем делового общения. Стили речи делового общения – это совокупность приемов и методов поведения. На формирование стиля влияют характер и деятельность человека, владение приемами делового общения, конкретная ситуация.

Существует несколько классификаций стилей речи делового общения. Обозначим следующие:

  • Авторитарный. Диктат и тотальный контроль.
  • Демократический. Совместный поиск решения проблем.
  • Либеральный. Безответственность и невмешательство – признаки этого стиля.

Барьеры делового общения

Независимо от стиля, партнеры в процессе делового общения часто сталкиваются с трудностями во взаимопонимании. Источником недопонимания являются барьеры делового общения. Они могут быть:

  • Коммуникативные.
  • Психологические.
  • Перцептивные.
  • Барьеры восприятия и понимания.

Коммуникативные барьеры в деловом общении.

Коммуникативные барьеры в деловом общении – это неприятие человеком получаемой информации. Вот некоторые из них:

  • Семантические обусловлены двояким пониманием одного и того же понятия.
  • Логические связаны с нарушением причинно-следственной связи в изложении материала.
  • Фонетический барьер в деловом общении возникает, когда дикция, скорость и темп речи отличаются от речевой ситуации.
  • Стилистический. Барьер стилей в деловом общении возникает в результате использования языковых средств из разных стилей.

Психологические барьеры в деловом общении.

Психологические барьеры в деловом общении обусловлены психологическими особенностями партнеров.

Основные виды психологических барьеров:

  • Эстетические связаны с особенностями восприятия внешности другого человека.
  • Интеллектуальные обусловлены различием в мышлении, познавательных процессах.
  • Этические характеризуются разными нравственными позициями.
  • Мотивационные – противоположными целями собеседников.

Перцептивные барьеры делового общения

Перцептивные барьеры делового общения возникают из-за ошибочного восприятия информации.

Обозначим некоторые барьеры восприятия и понимания в деловом общении:

  • Эстетический барьер обусловлен внешним видом человека и окружающей обстановки.
  • Эмоциональный барьер связан с настроением партнера. Лучше перенести встречу, если обстановка накалена.
  • Стереотипы восприятия человека (в очках – умный, толстый – больной, худой – здоровый).
  • Эффект «ореола». Если человек нравится, то все его действия оправдываются. И наоборот.
  • Проецирование. Судим людей по себе.
  • Барьер установки связан с заранее сформировавшимся мнением о вас или вашем предприятии. Проявите терпение и продолжайте выполнять свои обязанности.

Преодоление барьеров делового общения

Все перечисленные барьеры взаимодействия в деловом общении можно и нужно преодолевать. Как же избавиться от психологических барьеров в деловом общении?

Соблюдайте простые правила:

  • Помните, в состоянии стресса у человека преобладают эмоции. Остановитесь. Предложите свою информацию позже.
  • Учитывайте мнение партнера, но защищайте свою позицию.
  • Ищите альтернативу при столкновении полярных точек зрения.
  • Проявите эмпатию. Встаньте на место своего партнера и подумайте, как бы поступили вы на его месте.
  • Реально оценивайте ситуацию: сильно не радуйтесь успехам и долго не расстраивайтесь из-за неудач.
  • Остановите беседу при появившихся раздражении или агрессии.

Методы преодоления барьеров в деловом общении помогают человеку адекватно реагировать на происходящее и правильно оценивать ситуацию.

Вот несколько способов преодоления коммуникативных барьеров делового общения:

  • Будьте аккуратны и опрятны. Проверьте свой гардероб. Вещи должны подчеркивать достоинства вашей фигуры.
  • Будьте вежливы с собеседником. Учитывайте возраст, пол, социальное положение. В соответствии с этим выбирайте лексику.
  • Совершенствуйте свою речь. Она должна быть красивой и эффектной.
  • Если не можете справиться с неловкостью, начните разговор первым. Предложите свою тему для беседы.

Данные рекомендации помогут увеличить эффективность делового общения. Ведь общение с разными людьми обогащает психологическую сферу человека, а значит помогает видеть за поступком слабости человека и проявлять сочувствие.