Как развить логическое мышление взрослому человеку

Как развить логическое мышление взрослому человеку?

Человек стоит на высшей ступени эволюции живого мира. Дело не только в прямохождении и многочисленности людей. Главный критерий отличия – аналитический склад ума. Давайте порассуждаем на данную тему и выясним, что такое логическое мышление и как его развить.

Логика – козырь мыслительного процесса. Благодаря ей, взрослая личность наделена умением грамотно излагать свои мысли, выстраивать сложные цепочки и находить решение любой задачи. Не оставлять огонь на ночь, так как яркое пламя привлекает хищников. Не пить грязную воду из болота, ибо она – источник болезней. Всё это – минимальные проявления логического мышления.

Дальнейшая эволюция людей возможна, если он продолжит улучшать мыслительную деятельность и, используя ее, научится предугадывать логичный исход события.

Что такое логическое мышление?

Это способ выражения мысли в ясной и отчётливой форме. Способность учиться понимать суть вещей, происходящих вокруг. Развивать логическое мышление необходимо с целью принятия решения, основанного на применении и анализа ранее полученных знаний.

 Суть понятия

Термин берёт корни от слов «логика» и «мышление». Философия утверждает, логика есть способ познания мира, заключающийся в применении ранее известной информации. Логичный исход предсказуем. Он основан на анализе и синтезе данных о сущности знакомых явлений.

Мышление – психический процесс моделирования закономерностей окружающей действительности. Независимо кто, взрослый или ребёнок, его мозг ежесекундно осуществляют мыслительную деятельность. В случае с ребёнком, его она направлена на запоминания – алфавита, таблицы умножения, правил этикета, общения со сверстниками. Полученные навыки применяются им во взрослой жизни. Состоявшаяся же личность проводит мыслительную деятельность с целью решения повседневных задач – мысли о работе, семье, счастливом будущем.

Объединив характеристики первого и второго, приходим к выводу: логическое мышление – форма интеллектуальной активности, включающая анализ известных данных и синтез обоснованного исхода.

Составляющие логического мышления

Мыслю значит существую. Фраза Сократа описывает сущность человеческой природы. Возможности разума не ограничены в способах познании вещей. Мозг получает информацию о процессах и явлениях, используя зрительные ощущения, слуховое восприятие и собственную фантазию. Во всех случаях выстраивается сложная цепочка с логичным завершением. В зависимости от того, каким образом получена исходная информация, выделяют следующие виды логического мышления: абстрактное, словесное, наглядное.

 Абстрактно-логическое

Доводилось ли вам когда-нибудь рассказывать страшные истории у костра? Находясь с друзьями в ночном лесу, вы хотите пощекотать им нервы байками о лесных маньяках и ведьмах. Но чтобы история получилась действительно пугающей, необходимо её логичное завершение. При этом необязательно знать конец. Достаточно иметь исходные данные – лес, луна, напряжённая атмосфера. Именно в этот момент включается абстрактно-логическое мышление. Индивид использует приём имитирования отношений между объектами, созданными своей фантазией.

Образно-логическое мышление

Начиная с детского возраста, мы постоянно совершенствуем свое рациональное мышление. Память ребенка заполняется наиболее яркими моментами. Описывая процесс или явление, индивид включает воображение, рассуждая и делая акцент на факты, вызывающие удивление. Проясним на примере жизненных ситуаций. Семилетний мальчик забегает домой после длительной прогулки с друзьями. Рассказывает маме о том, что видел «собаку, очень похожую на волка». Он включает своё наглядно-образное восприятие. Описывает его «голодные глаза, худое тело, серую шерсть, острые зубы». Ребёнок имеет в представлениях, как выглядит волк. Схожесть с дворовой собакой вызвало у него неистовый интерес.

Словесно-логическое

Красноречие и ораторство – искусство, которым владеет далеко не каждый взрослый. Словесно-логические мыслительные процессы – одни из самых трудных и энергозатратных. Данный вид использует конструкции речи, средства языка. В момент построения членораздельной и грамотной речи индивид задействует большую часть функционального потенциала мозга. Ему недостаточно лишь красиво говорить. Важно понимать, о чём говорить. Знать цель и предмет своей дискуссии. Значит, помимо навыка ораторского искусства, нужно обладать еще и широким складом ума.

Словесная логика активируется и нарабатывается в момент публичного выступления. Современное образование уделяет пристальное внимание развитию словесного — логического мышления. Вспомните, как вас заставляли в школе пересказывать сюжет «Войны и мира». Или готовить презентации. Или выступать с докладами перед аудиторией. Все эти испытания направлены на устранение страха публики и развитие словесно – логических мыслительных процессов.

6 аксиом логики

Аксиомы служат фундаментом развития науки. Их отличие от законов заключается в том, что они принимаются за истинную теорию, не требуя доказательств. Не важно, согласен или отвергает её человек, она просто существует и считается истиной. После длительного изучения философы и психологи выделили аксиомы логики:

  • Необратимость времени
  • Причинно-следственные связи
  • Дедукция
  • Индукция
  • Последовательность действий
  • Человек – нелогичное существо

Необратимость времени

Временной фактор, наряду с пространственным, являются одними из четырёх измерений. Такая простая в быту, но сложная в науке. Ни одному физику не удалось приблизиться к познанию природы времени. Ни один изобретатель не смог создать аппарат, позволяющий путешествовать во времени. Теория относительности Эйнштейна даёт поверхностное представление, но не раскрывает сущность. В конечном итоге, концепция сводится к единому – «время вернуть нельзя».

С самого детства аналитическое восприятие личности сводится к данному постулату. Хотя не обязательно изучать труды Эйнштейна, чтобы прийти к этому умозаключению. Здоровая логика никогда не станет отрицать необратимость временного течения. Согласитесь, если кто-то вам станет доказывать, что он побывал в прошлом, вы сделаете вывод, что он не то что нелогичен, а психически не здоров.

Причинно-следственные связи

Рассуждать логически значит находить причину и следствие явлений. «Он вчера выпил много алкоголя. Неудивительно, что утром ему плохо». «Ты не уделяешь ей должного внимания. Будь готов к тому, что скоро она уйдет от тебя». Причинно-следственные связи формируются цепочкой, по строго заданной программе, которая называется карма. Причины складываются в цепочки. Цепочки складываются в линию, линия в судьбу.

Индукция

Индукция – мыслительный процесс, при котором общее умозаключение делается на основании данных его составляющих. Грубо говоря, «от частного к общему». Многие не имеют даже представления о данном понятии. Но регулярно используют её.

Хорошо развитое рационально – аналитическое мышление сводится к полной индукции. Это значит, что оно будет учитывать все частные факторы.  «Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье были холодными. Значит, вся неделя была холодной».

Большинство использует неполную индукцию. Их умозаключение носит вероятный, но не гарантированный характер. «Метан и сероводород – ядовиты. Они газы. Значит, все газы – ядовитые». «Катя, Лена и Вика хотят получить красный аттестат. Они – подростки. Значит, каждый подросток желает закончить школу с отличием.»

Дедукция

Стимулирование логики происходит благодаря частому использованию дедукции. «От общего к частному». На основании полученной картины мы находим её паззл. «С 1 декабря все вузы Самары переходят на онлайн-обучение. СамГМУ – самарский университет будет работать дистанционно»

Последовательность действий

Наука не отрицает существования «эффекта бабочки». Это явление, при котором мелкий процесс в настоящем влияет на крупный в будущем. «Эффект бабочки» состоит из цепочки последовательных действий. Логика взрослого человека не противоречит данному явлению. Здравомыслящая личность найдёт связь между тем, что происходит, с тем, что произошло.

«Если бы он ни сидел на последней парте и ни дёргал её за косу, они бы не поженились».

Человек – нелогичное существо

Логическое мышление подразумевает собой руководство разумом. Но человек  — существо нелогичное. Иногда его действия нельзя объяснить логически. Он движим сердцем, чувственными позывами, стереотипами.

«Тебе стоило выйти замуж за обеспеченного бизнесмена. Но ты выбрала простого работягу».

Для чего нужно развивать логику и память?

Тренировка логики – длительный процесс, берущий начало из детства. Начиная с младенческих лет, ребёнок познаёт основы мышления. Ищет причинно-следственную связь между своим плохим поведением и бранью отца. Степенью поедания манной каши и похвалой матери. Формирует отношение к обществу на основании общения со сверстниками, проявляя элементы индукции. Хорошо развитое аналитическое мышление – залог благополучия. Благодаря ему, индивид делает правильный выбор жизненного пути. Подросток поступает на ту специальность, которая является востребованной и удовлетворяет все его потребности. Взрослый оставляет в кругу тех, кто двигает его вперёд. Сделав логичный выбор, личность никогда не будет сожалеть о своём решении.

Думаем, не стоит описывать достоинства памяти людей. Память – не навык или умение. Это потребность, без которой невозможно запоминать, анализировать и воспроизводить полученную информацию.  Высокая память даёт преимущества на всех этапах жизнедеятельности. Человек легко подаётся обучению. Имеет множество знакомств. Умеет строить общение в нужном направлении. Лишь по причине того, что владеет большим объёмом информации.

Особенности развития логического мышления

Логическое мышление — форма мыслительной деятельности. Её истоки начинаются с младенческих лет, определяя мировосприятие личности. Психология отмечает важность изучения особенностей развития детей и подростков логически.
Ребёнок не умеет сравнивать. Процесс сравнения отличается однолинейностью. Дети видят либо сходства, либо различия. Мыслительная деятельность заключена в короткую цепочку последовательных размышлений.
На ранних этапах не так ярко выражены дедукция, причинно-следственный механизм. Что бы подумал взрослый, увидевший на улице бездомного? Он бы строил догадки, находя причины и следствия такой жизни. Сформировал общее впечатление на бездомных на основании наблюдения за одним. Его бы переполняли смешанные чувства — от стыда до злости и жалости. А что бы подумал ребёнок в данной ситуации? Грязный, пьяный дядя, собирающий деньги у прохожих. Развитие логики, сводится к построению новых вопросов относительно увиденного.

Эмпирическое познание

Заключается в восприятии действительности с помощью органов чувств. В отличие от теоретического, знания получаются из опыта наблюдений, а не рассуждений. Зрение, слух, обоняние, осязание – всё это формирует представления. Логическое мышление проявляется благодаря полученным данным о внешности, запахе знакомых объектов.

Приобретённое, а не врождённое

Велика роль органов чувств в становлении и улучшении рационального мышления личности. Но не исключительна. В процессе жизни каждый сталкивается с множеством задач, развивающими аналитическое мышление. Начиная от детских игр до выбора будущей профессии. Повседневная обыденность требует минимальных усилий мозга, смекалки. В зависимости от того, как часто и эффективно содействует мыслительная деятельность, логическое мышление у всех людей варьирует. Оно не наследуется, а приобретается.

Стремление к комфорту

Человек – ленивое существо. Что подросток, что взрослый – будут стремиться к комфорту. Комфорт подразумевает минимум напряжения, работы, максимум отдыха. Значит, разум развивается таким образом, чтобы удовлетворить потребность личности. Рассуждения имеют много путей. Логика выберет наиболее выгодный.

Научность

Логика признаётся фундаментом возникновения всех наук. Именно она строит громадные цепочки причинно-следственных связей. Рациональное мышление создаёт вопросы, требующие объяснения. Иногда эти вопросы человек решает, используя индукцию, дедукцию. Но когда он не может объяснить природу явления, за дело принимается научная дисциплина.

В древнем мире первобытные племена нуждались в огне. Логика позволила им открыть для себя факт, что искать огонь нужно после пройденной грозы.

В средние века европейцы не обладали достаточной информацией о строении планеты. Но все логически понимали, что вокруг неё вращается Солнце. Спустя годы на вопросы устройства Земли ответила наука астрономия.

Как развить логику. 5 эффективных упражнений

мальчик решает задачку на логику

Многие озадачились: «как развить логическое мышление». Зная особенности мыслительной деятельности, можем сказать, логика требует мозговой нагрузки. Смекалки, задачи, интригующие сюжеты – всё это заставляет мозг проявлять активность. Создание вопросов провоцирует цель изучения и тренировки. Давайте разберёмся, как стимулировать логику, на примере 5 эффективных способов

Отгадывание загадок

Мы не берём в счёт что-то вроде «Зимой и летом – одним цветом». Загадки с подвохом кажутся на первый взгляд простыми. Но поиск их ответа требует максимума «мозгового штурма». Развитие логики происходит благодаря эмпирическому (слуховому) анализу, построению причинно-следственных связей. Есть загадки, где ответ уже звучит в условии. Необходимо внимательно прослушать. Есть другие, которые требуют формирования последовательной цепочки. Отгадав загадку, вы решите задачу, стимулирующую рациональность мыслительных процессов.

Логические игры

Монополия, паззлы, тетрис – традиционные игры, улучшающие рациональное аналитическое мышление. Их особенность – эмпирический анализ, требуемый от игрока. Участнику необходимо вслушаться в информацию, наблюдать за ходом действия игры. Исходя из полученных данных, предпринимать дальнейшие свои действия.

В интернете встречаются множество онлайн-игр, дающих развитие логике. Любой желающий может проверить силы и увеличить свой потенциал.

Математические задачи

Математика – царица наук. Она вырабатывает смекалку и навык быстрого принятия решений.  Математический склад ума наделяет сообразительностью и быстрой обучаемостью. Никогда не поздно поразмышлять над задачами на дифференциалы, интегралы, теорию вероятности, чтобы совершенствовать логическое мышление.

Логические задачи

Регулярное прорешивание задач – ответ на вопрос: «Как развить мышление». Встречаются такие, которые взрослый может решить не сразу. В то время как ребёнок или подросток моментально находят ответ.

Важен не сам результат, а процесс. Рассуждая, личность учится добывать информацию, совершенствуя свое эмпирическое познание.

Чтение детективов

Нет ничего более увлекательного, чем погружение в запутанную историю. Детективы – те же задачи. Они включают множество вариантов ответов, каждый из которых правильный и неправильный. Используя смекалку, герой может строить огромную цепочку последовательностей, причинно-следственных связей. Помогает ему в работе – читатель. Остросюжетный интригующий триллер – хороший помощник для стимулироваия логического мышления.

Десятиминутные упражнения для развития логики

Взрослый человек может оправдывать любое нежелание постоянной занятостью и усталостью. Работа отнимает много времени. После неё хочется отдохнуть, посмотреть телевизор. Согласитесь, ничего не мешает ему отвлечься и провести десятиминутную тренировку мышления. Более того, эти упражнения можно совместить с процессом выполнения должностных обязанностей.

  1. Скачайте на телефон онлайн-приложения. Кроссворд, тетрис, судоку, шахматы. Наш гаджет – полезный инструмент для улучшения логики.
  2. Посмотрите в окно и попытайтесь угадать время без часов. Понаблюдайте за солнцестоянием, пешеходами на улице. Вспомните свои последние действия и их точное время выполнения.
  3. Избегайте калькулятора. Мелкие расчёты с целыми числами, двойными корнями, степенями ваш мозг способен провести сам. Их решение займет не более 10 минут.
  4. Прокручивайте в голове ваше расписание на завтра. Стройте планы на следующий день и прикидывайте их временной промежуток
  5. Интересуйтесь последними новостями политики, спорта, здоровья. Узнав о победе Реала в «Эль-Классико» или захвата Афганистана талибами, можно выстраивать свои версии причин подобного расклада событий.

Заключение

Логическое мышление – психологическая особенность человека, выдвигающая его на доминирующую позицию в мире живых существ. Логика – фундамент возникновения всех наук. Она выдвигает вопросы и задачи, которые должны решить научные концепции и не требует доказательств. Феномен заложен в людях на подсознательном уровне подобно ростку. Он будет расти только по воле самого хозяина. Ибо хорошо развитое логическое мышление не наследуется, а приобретается.

Автор публикации

не в сети 3 года

Галина

В 2003 году закончила филологический факультет Челябинского государственного педагогического университета. С 2003-2008 годы работала в физико-математическом лицее учителем русского языка и литературы. В июне 2008 года защитила диссертацию по педагогике и получила диплом кандидата педагогических наук. С 2008-2010 годы работала в ЧИППКРО в должности доцента кафедры педагогики и психологии. С 2010-2018 работала в Челябинском институте культуры и искусства в должности доцента кафедры педагогики и психологии.
Комментарии: 0Публикации: 33Регистрация: 22-02-2021